Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Культура

Седьмой, традиционный

22 июля у родника «Кельмелисьмалеень Лисьмапря», что близ села Новосёлки, Лукояновский район принимал гостей со всей России на фестивале мордовской национальной культуры «Эрзянь Лисьмапря».

До начала праздника целый час, а уже дымится на костре шулёмка, ароматный чай, рецепт которого специалисты большеарской администрации держат в секрете. В пять утра встали работники культуры и специалисты большеарской администрации: шутка ли, наварить на всех гостей! Опыт в этом деле у них накоплен большой. Раиса Васильевна Балашова ловко орудует половником - разливает гостям горячую шулёмку и даёт интервью мордовскому телевидению.

Яркие национальные костюмы, музыка, смех и тёплые приветствия. То тут, то там распеваются песенные коллективы.

- Ребята, откуда вы?

- Пензяки, деревня Чемодановка, слыхали? Ансамбль наш называется «Манейне», что в переводе означает «Солнышко».

- Как гармониста зовут?

- Александр Жиряев, а солиста - Иван Талыбин.

И тут же лихо, растянув гармошку, запели «Мордовочку». Здорово у них получается, залихватски! Так и хочется в пляс пуститься. Зрители стали собираться, аплодируют:

- Спасибо, порадовали!

Всех гостей праздника привлекла развернувшаяся выставка-продажа изделий народных художественных промыслов, книг, продукции национальной эрзянской кухни. Порадовали мастера из Подлесной Тавлы (Республика Мордовия): работы, сделанные их руками, тёплые и добрые, охотно раскупались.

Изделия из меха, кожи, ниток, ткани, дерева представили мастера со всей Нижегородской области. Неожиданной и приятной была встреча с нашей землячкой Екатериной Бунегиной (Анфимовой). Катя живёт и работает в Спасском районе, она директор Центра развития детского творчества. Вместе с мастерицами учит детей рукоделию, старинным и порой незаслуженно забытым валянию, ткачеству, папье-маше… Так и пришлось на память купить домовёнка.

Меж тем вернёмся к празднику. Его главным событием по традиции является древний эрзянский обряд во славу предков. На священном холме - мааре, опаханном обережной бороздой, устанавливают большую родовую свечу, которую традиционно зажигают самые уважаемые люди.

Сценарий Озкса на мааре с 2011 по 2015 годы проходил в исполнении ансамбля «Ламзурь». В 2016 году в организации обряда помог Фонд спасения эрзянского языка из г. Саранска. Сценарий не меняется во всех ритуальных действиях эрзян, это народная традиция, оставленная предками.

Обряд является доминирующей связью всего праздника. Те, кто не знает эрзянского языка (обряд проводится именно на нём), интересуются смыслом происходящего. Рассказываю.

Ведущий обряда поднимается на маар, втыкает в землю посох и объявляет, что к проведению Озкса готовы. Ведущий приглашает инязора - князя - который «родовой свечой» зажигает свечу Озкса. На маар приглашаются участники обряда. Все люди, приехавшие на праздник, группируются вокруг маара. Начинается моление, которое проводят мужчина - Иньатя и женщина - Иньава. Первая молитва - богу Инешкипазу, вторая - обращение к предкам. Не забыты и герои этноса. Последнее обращение - к Родине.

Молитвы закончены. Все, кто хочет помянуть умерших близких, бросают по горсти земли на маар и присоединяются к хороводу. Он символизирует единство и дружбу народов России.

Ещё одно яркое событие фестиваля - открытие памятника «Соловьи России». На нём установлены мемориальные плиты Лидии Андреевне Руслановой - российской и советской певице, заслуженной артистке РСФСР, Иллариону Максимовичу Яушеву - советскому певцу, заслуженному артисту РСФСР, заслуженному и народному артисту Мордовской АССР, Алексею Николаевичу Лесных (Олеш) - певцу, популяризатору эрзянской народной музыки.

На этом празднике всегда можно познакомиться с интересными людьми. Например, такими, как участник фольклорного ансамбля «Торама» Дмитрий Еделькин из г. Саранска. Он рассказал, что руководителю их ансамбля удалось возродить уникальную традицию мужского многоголосного пения и почти забытые наигрыши на народных инструментах. Многие песни были собраны и записаны во время экспедиций в местах проживания эрзян.

Привлек моё внимание посох в руках Дмитрия. Как оказалось, это подарок финского пограничника. Посох вырезан из карельской берёзы, его украшают колокольчики и множество лент, которые после выступления коллектива девушки привязывают на счастье. Посох люляма - мужской символ плодородия. Если женщина подержится за посох, у неё родится ребёнок или даже два… Мой собеседник хитро улыбается и уверяет, что это вовсе не шутка.

Много интересного рассказали сотрудницы столичной Академии универсального синтеза. Они ездят в экспедиции, изучают этнос. В Лукояновском районе побывали впервые и остались под большим впечатлением.

В фестивале принял участие глава Лукояновского муниципального района Михаил Фёдорович Ермаков, который поздравил всех с праздником. Организаторам и участникам фестиваля были вручены благодарственные письма. Затем состоялся большой концерт, в котором принимали участие фольклорные коллективы из разных уголков страны.

Лариса СТЕШИНА
Фото автора

Категория: Культура | Добавил: hudRed (03.08.2017)
Просмотров: 297
Всего комментариев: 0
avatar