Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Страницы истории

Таскины

Приближается День учителя - самое время вспомнить выдающихся наставников, преподавателей прошлых лет. Это повествование о Дмитрии Андреевиче и Клавдии Павловне Таскиных, которые внесли особый вклад в становление и развитие системы школьного и специального образования нашего района. В Лукоянове до сих пор проживают их внуки и правнуки. Среди них Сергей Александрович Таскин и Наталья Сергеевна Шумидуб - тоже педагоги.

Родовые корни Таскиных находятся в Балахне. Именно там в 1880 году родился Дмитрий Андреевич. Он окончил естественный факультет Казанского университета, затем работал в школах Балахны и Нижнего Новгорода.

Молодой учитель принимал участие в революции 1905-1907 годов. Как отмечает А. В. Шакурова в своих исторических исследованиях, «…революционную пропаганду среди учащихся вёл Д. А. Таскин». Это немного странно, ведь он был представителем дворянского рода. Вероятно, проникся революционными взглядами в университете.

Дмитрий Андреевич с воодушевлением встретил идеи социалистической революции 1917 года. Он стал активным сторонником преобразований в области народного просвещения. В феврале 1918 года его назначили комиссаром балахнинского отдела образования. Таскин трижды принимал участие в съездах учителей и работников образования Городецкого уезда. Скорее всего, новая власть не забыла его участия в революционном движении и позволила заниматься педагогической и общественной деятельностью.

Наверняка не известно, что происходило с Таскиным в годы гражданской войны, но он не был мобилизован на фронт, а занимался сохранением системы образования в уезде. Одно время на него возлагались обязанности по ликвидации беспризорности.

Некоторое время спустя семья Дмитрия Андреевича оказалась в Лукоянове. В 1921 году он несколько месяцев был комиссаром народного образования Лукояновского уезда. С 1922 года стал преподавать географию в советской школе второй ступени. С открытием в нашем городе педтехникума Таскин перешёл туда: вёл географию, естествознание, курсы для заочников, занимался практикой учащихся. Он проработал в техникуме с 1930 по 1947 год. Примечательно, что Дмитрий Андреевич преподавал географию также в зооветтехникуме и, как он сам писал, «на курсах для взрослых».

Таскин был хорошо знаком с А. А. Зерчаниновым, будущими писателями А. И. Патреевым и М. И. Суетновым. Под началом последнего он работал учителем.

Дмитрий Андреевич был человеком неординарным, особенно по меркам нашего небольшого городка. Кроме русского знал четыре языка: немецкий, английский, французский и латинский. Правда, с изучением немецкого языка в 1936 году возникли трудности. Скорее всего, из-за того, что отношения с Германией ухудшились. В дневнике Таскина есть запись от 17 сентября 1936 года: «Я откажусь от него (т. е. немецкого языка - Авт.), чтобы не быть в жутком положении». Дмитрий Андреевич согласился с сокращением часов на изучение немецкого, но не принял того, что надо плохо относиться к народу Германии. Он продолжил читать лекции по немецкому на курсах для заочников и подготовительных курсах.

В это же время Дмитрий Андреевич начал заниматься с дочерью Ниной французским, а сам осваивал мордовский, чтобы лучше понимать своих студентов. В этом суть Таскина-учителя: быть всегда и во всём компетентным. О его увлечении языками мы узнаём из записной книжки за 1935-36 годы. Оказывается, Дмитрий Андреевич начал вести дневниковые записи с 1924 года.

По словам внука Сергея Александровича Таскина, «у деда было около двадцати толстых записных книжек, но сохранилась только одна». Но и она представляет огромный интерес, став уникальным документом по истории Лукоянова.

Будучи представителем старой русской интеллигенции, Таскин всю жизнь оставался предан идеалам добра и справедливости, честного служения долгу и профессии. По отзывам учащихся педтехникума, Дмитрий Андреевич представлял собой «кладезь премудрости, мягкий, душевный. Он нас не воспитывал, а мы воспитывались на его разумной требовательности, трудолюбии, безупречной честности и преданности делу. Он всегда был с нами».

Выпускник 1945 года Д. И. Копылов, ставший доктором исторических наук, в своих воспоминаниях делится впечатлениями о Д. А. Таскине: «Это был широко эрудированный, начитанный, обладающий великолепной памятью преподаватель. Он давал очень прочные знания по географии. Его рассказы изобиловали подробностями, почерпнутыми из дополнительной литературы, и поражали оригинальными самостоятельными суждениями».

Д. А. Таскин ежедневно отмечал в дневнике основные мировые события. Он обобщал сведения газет, радио и выступал перед учащимися. По записям видно, как Дмитрий Андреевич нервничал, когда днями не работало радио в Лукоянове. Как ругал районную почту, если несколько дней не получал газеты. Без информации, по мнению учителя, невозможно провести полноценное учебное занятие.

Таскин шёл к ученикам с чёткой картиной событий в мире, стране, области и районе. «В ночь со 2 на 3 сентября 1935 года у Кудеярова потерпел крушение товарный поезд. Более 20 вагонов сошли с рельсов». На уроках 3 сентября он сообщил об этом студентам, объясняя сложности рельефа данной местности.

«7 февраля 1936 года. Сегодня в Лукоянов на лыжах пришли колхозники из Наруксовского и Починковского районов. Следуют в Горький на краевой съезд колхозников и ударников. Их встретили торжественно, накормили хорошим обедом, во время которого играла музыка. У нас в техникуме, по существу, сорвали два урока. Все хотели встретить колхозников». На последующих уроках Дмитрий Андреевич отмечал, что этот патриотический порыв молодых колхозников - показатель принятия ими процесса коллективизации.

В дневнике Таскина есть ещё несколько интересных фактов. Так, записи за летние месяцы 1935 года свидетельствуют о засухе в Лукояновском районе. 23 июня: «День жаркий, тихий. Выгорело село Василево, где сгорело 82 дома. Есть человеческие жертвы». 24 июня: «Вечером ветер вдруг усилился. Шквалы нанесли на чистое небо целое стадо облаков… Ветер продолжал бушевать до глубокой ночи. На западном горизонте дым… Где-то сильный пожар. Скорее всего, в Великом Враге или Костянке».

Дмитрий Андреевич очень любил наблюдать за природой и старался привить эту страсть своим ученикам. В дневнике за 18 декабря 1935 года записано: «Сегодня утром -12,5, днём около -10. На небе лёгкая редкая облачность. Погода имеет весенний характер. Несколько дней тому назад я услышал в воздухе прелестный неподражаемый запах, запах времён, мне хотелось бы назвать. Никто не нюхает воздуха зимой, летом, осенью. Весной ещё кое-кто нюхает, и то, когда распускаются почки, развиваются листья и, конечно, когда цветут такие деревья, как черёмуха, сирень, липа. А вообще, публика воздух не нюхает, его шумов и звуков не слушает и не слышит. А сколько в воздухе запахов тонких, трудно уловимых, но необыкновенно красивых, захватывающих. А шумы, а звуки… Например, ночные перекрикивания петухов. А сколько дневных картин (образов времени) даёт наблюдение неба в разные времена года и суток. Вот нынче небо открывало перед наблюдательным человеком одну картину красивее, интереснее другой. Гляди на далёкие облака у горизонта, кое-где позолоченные блики солнца. Хочется уйти от нашей горестной жизни, рвануться в эту розовую, золотую бесконечную даль…». Да простит меня читатель за такую длинную цитату, но как ни насладиться философскими размышлениями учителя.

Так же восторженно Таскин говорил о природе на уроках и внеклассных занятиях. А ещё он читал доклады на темы воспитания и просвещения по местному радио. К каждому выступлению готовился, как к важнейшему шагу в своей жизни. Перечитывал массу специальной литературы, которую выписывал по почте из Москвы, Ленинграда, Горького. Кстати, Д. А. Таскин владел географическим атласом, который был прислан ему в дар от учёных из Германии.

18 марта 1936 года Таскин отмечал своё 55-летие и 35-летие педагогической деятельности. По этому случаю в педтехникуме организовали небольшое тожественное мероприятие. Как написал виновник торжества, «состоялось чаепитие». Поздравления с юбилеем пришли из краевого комиссариата по народному образованию, от коллег из Москвы, чему Дмитрий Андреевич был искренне рад.

Важному событию в истории города и района посвящена следующая запись дневника: «6 августа 1935 года. Геолого-разведывательная партия нашла около Лукоянова большие залежи чёрной глины, редко встречающейся в СССР. Разведчики увезли с собой в Горький целый автомобиль глины. Они говорят, что в 1936 году здесь будет построен керамический завод». Увы! Пройдёт целых тридцать лет, прежде чем в нашем городе будет построен домостроительный комбинат и установка по производству керамзита.

Дмитрий Андреевич часто обращался к прошлому, сравнивая его с современностью, то есть 30-ми годами ХХ века. Представляет интерес запись от 14 декабря 1935 года. «В пятом часу понесли дядю Лёню на кладбище (умер родной дядя Д. А. Таскина - Авт.). Быстро всё кончено. Трудно дышать - плакал, рыдал… Теперь надо привыкать к новому положению. Нас (т. е. Таскиных - Авт.) осталось до обидного мало. Трое из девяти. Связь с прошлым становится с каждым годом всё тоньше и слабее».

Д. А. Таскин неслучайно обращается к семейной истории. Он был воспитан в благородных традициях русской интеллигенции и никогда не отступал от своих принципов. Такие же высокие требования, как к себе, предъявлял и к окружающим, поэтому его нередко ждало разочарование.

По воспоминаниям учащихся военного времени, Таскин «был человеком высокой культуры и нравственности. Во время сбора тёплых вещей для фронта он принёс пальто, шапку, варежки и шерстяные носки. Сам остался в хлопчатобумажных носках и штиблетах. Он часто приходил в общежитие, приносил заболевшим ученикам лекарства из домашней аптечки». Известны случаи, когда Дмитрий Андреевич потихоньку подсовывал под подушку больным девушкам оставшиеся в его семье конфеты.

Есть и такая запись в дневнике: «Опубликовано постановление о повышении зарплаты учителям. Прибавка, как видится, пустяковая. Много шума из-за пустяков… Придётся доживать последнее, как и раньше, в нищете и обиде». И ещё: «Прошла аттестация учителей! Ура, я причислен к первому разряду. Как это скверно». Скверно в том смысле, что автоматическое деление учителей по разрядам не очень этично.

Рассказывая о Дмитрии Андреевиче, следует вспомнить и его жену Клавдию Павловну Таскину. Она преподавала русский язык и литературу в школе и педтехникуме, где в полной мере раскрылся её талант преподавателя. Была прекрасным методистом.

Клавдия Павловна стала первой учительницей в нашем крае, награждённой самой высокой правительственной наградой - орденом Ленина. Она получила его из рук председателя ВЦИК СССР Михаила Ивановича Калинина. На церемонию награждения в Москву Таскина возила весь свой класс. После войны ей было присвоено высокое звание «Заслуженный учитель РСФСР».

Дмитрий Андреевич и Клавдия Павловна являлись представителями старой классической русской преподавательской школы. Они выбрали учительскую профессию по внутреннему убеждению и с честью выполнили свой долг по воспитанию подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей.

Владимир КОМИССАРОВ

Использованы дневниковые записи Д. А. Таскина, архивные данные музея истории педагогического колледжа и материалы Интернет-сайтов.

Категория: Страницы истории | Добавил: hudRed (06.10.2017)
Просмотров: 543
Всего комментариев: 0
avatar