Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Глубинка

Через прошлое к будущему

В 2004 году, к 75-летию Лукояновского района, в нашей газете была опубликована статья А. С. Панькиной об истории села Чиргуши. Заканчивается она словами: «…в настоящее время в бывшем колхозе ни одной коровы, ни одного поросёнка, нет никакой техники. И опять ожидание: что же будет? Как жить молодёжи?».

Таким невесёлым вопросом автор задавалась тринадцать лет назад. Что же изменилось за прошедшее время?

Нет, окончательно село не опустело. С выходом на пенсию многие уроженцы Чиргуш возвращаются из городов в родные края. А вот молодёжи стало ещё меньше, что неудивительно, ведь в селе нет ни детского сада, ни школы. Последняя, кстати, всегда отличалась высоким качеством образования. Помимо основной программы, большое внимание в ней уделялось эрзянскому языку и краеведению. Чиргушские школьники становились победителями многих национальных конкурсов. Нередко в село приезжали работники культуры из Мордовии.

Сейчас Чиргуши словно состарились, но не растеряли былой красоты. Уникальность этих мест в том, что на территории села и в его окрестностях расположено 26 прудов. Большинство из них имеют названия: Колхозный, Казённый, Конторский, Боярский... Раньше в водоёмах полоскали бельё, брали воду для огорода и бани, летом купались, а рыбачили круглый год. Конторский пруд славился раками. Даже в засушливый 2010 год сильно обмелели только два пруда, да и те спустя время полностью восстановились.

 

Хранители истории

В прошлом году старинному эрзянскому селу Чиргуши исполнилось 420 лет. Его историю, собранную в местном Доме культуры, бережно хранят заведующая клубом Надежда Ивановна Курзина и библиотекарь Марина Васильевна Лазарева.

- Уголок крестьянского быта был создан при школе в 1997 году. У истоков создания музея стояли Анна Степановна Панькина, Сайёра Мадаминовна Мельникова и Валерий Павлович Сорокин, - рассказывает Надежда Ивановна. - Они занимались не только сбором экспонатов, но и исследовательской работой, популяризацией эрзянской культуры и языка среди учащихся. Ими был составлен топонимический словарь, который вышел в третьей части сборника «Край наш Лукояновский». Анна Степановна факультативно вела у детей эрзянский язык - многие учащиеся одинаково хорошо владели русским и эрзянским. Сейчас краеведением увлекается её дочь Надежда Борисовна Белоусова.

Многие жители села охотно передали в школьный уголок старины предметы крестьянского быта, украшения, платья, платки. Далеко не всё представлено в нынешнем музее, поскольку после закрытия школы владельцы пожелали забрать часть вещей назад. Тем не менее, экспозиция довольно обширная: книги, пластинки, предметы интерьера, кухонная утварь, костюмы, ковры. Есть игрушки и статуэтки людей в национальных эрзянских костюмах. Сегодня посетителями музея являются местные жители и гости села. Летом часто приходят дети, которые приезжают в Чиргуши на каникулы.

Дело, начатое коллегами, продолжает и бывший учитель русского языка и литературы, а ныне сельский библиотекарь Марина Васильевна Лазарева. Она вступает в беседу:

- После закрытия школы мы стали заниматься с детьми в библиотеке и клубе. Стараемся передать ребятам все наши знания, разучиваем национальные песни, обращаемся к народным обычаям. Один из самых любимых праздников местной молодёжи - Старый Новый год. Накануне, 13 января, они колядуют с песней «Тувсей-тавсей». Во времена нашего детства в колядках участвовали и дети, и взрослые. Обычно нас угощали печеньем, конфетами и «орешками», которые пекли почти в каждом доме. Колядки начинались с четырёх часов вечера, а после восьми разводили костры и сжигали старые вещи и ёлки.

 

Преданья старины глубокой

Во многих сёлах нашего района, в том числе и в Чиргушах, есть свои мифы и легенды. Ещё в детстве мне приходилось бывать здесь на Монашеском пруду. Интересуюсь у моих собеседниц его историей.

Надежда Ивановна Курзина поясняет:

- В позапрошлом веке барин продал часть земель в наших краях Лукояновскому монастырю. В здешнем лесу расположилась женская монашеская община. На территории вырыли пруд и колодец. Среди послушниц были и девушки из ближних деревень. Чиргушские парни тайно общались с ними. Три из них, Василиса Кочеткова, Евдокия Пискунова и Мария Левашова, вышли замуж. После революции монастырь закрыли, игуменью арестовали, хозяйство разграбили. В 1927 году оставшиеся постройки были разрушены или частично перевезены в село. Напоминает о монастыре только пруд, который до сей поры носит имя Монашеского.

 

Чиргуши сегодня

Постепенно меняясь, Чиргуши приняли современный вид. Навсегда исчезла улица Степановка. Мои собеседницы помнят, какой она была, перечисляют её жителей. Последний из них умер лет десять назад. Вспоминают женщины, как ходили на «тимуровские работы», то есть помогать пожилым людям, на улицу Слободку, которой теперь тоже нет.

В бывшем здании правления колхоза теперь располагается библиотека, почта и ФАП, на месте школы и детского сада - сельский клуб. В Чиргушах есть магазин Лукояновского райпо. Сохранился фундамент другого магазина на улице Кооперативной, который отличался богатым ассортиментом и был особенно любим деревенской ребятнёй. Он и находившийся рядом дом до революции принадлежали купцу Агееву.

Не осталось следа от некогда крепкого колхоза. Самое большое подворье среди сельчан держат семьи Дарбаидзе и Трофимовых.

Население села - около 300 человек. Старейшим жительницам Чиргуш Нине Петровне Потехиной и Анне Николаевне Богдановой в прошлом году исполнилось по 90 лет.

Вот так и живёт село Чиргуши сегодня - заботами нынешними, помня прошлое и строя планы на будущее.

Лариса СТЕШИНА
Фото автора

Категория: Глубинка | Добавил: hudRed (10.02.2017)
Просмотров: 568
Всего комментариев: 0
avatar